Юго-Восточное управление министерства
образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
ГБОУ СОШ №2 СП д/с "Солнышко" г. Нефтегорск.
Методическая разработка по организации
воспитательно- образовательной работы среди
детей дошкольного возраста.
Беседа с детьми по художественным произведениям писателей о природе
На тему: «Беседа по рассказу М. Пришвина «Ребята и утята».
Содержание:
1. Введение (цели, задачи и т.д.) 1
2. Содержание организованной деятельности детей (беседа) 1-3
3. Приложение (рассказ) 4
4. Список используемой литературы 5
Беседа по рассказу М. Пришвина «Ребята и утята»
Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Образовательная».
Виды детской деятельности:
- восприятие художественной литературы,
- коммуникативная,
- игровая.
Цели:
- закреплять умения рассказывать о своих любимых книгах;
- воспитывать интерес к художественной литературе;
- воспитать бережное отношение к природе;
- познакомить детей с творчеством М. Пришвина;
- формировать понятие о рассказе;
- расширять словарный запас детей;
- учить анализировать поступки и характеры героев.
Планируемые результаты: имеет представление о творчестве автора; умеет сотрудничать со сверстниками и воспитателями; получает представления о природе ее защите.
Материалы и оборудование: Портрет автора, книга с рассказом.
Содержание организованной деятельности детей
Дети садятся на стулья.
Воспитатель: - Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством М.М. Пришвина. За годы своей жизни он был охотником, агрономом, учителем. М. Пришвин написал много книг для детей и взрослых. Он много рассказывал о животных и природе. В книгах Пришвин открывает что- то важное, близкое каждому человеку. И сегодня мы познакомимся с произведение этого автора, а называется оно «Ребята и утята».
Чтение воспитателем рассказа «Ребята и утята».
Воспитатель: - Ребята, к какому жанру художественной литературы относится это произведение?
Дети: (Рассказ)
Воспитатель: - А какие слова в тексте вам были непонятны, незнакомы?
(Верста- русская мера длины; чирок- свистунок- уточка; прочное место- безопасное место; паровое поле- отдохнувшее поле и т.д.).
Воспитатель: - Кто главные герои рассказа?
Дети: (Автор, утка, ребята)
Воспитатель: - А что утка мама решила сделать с утятами?
Дети: (Перевести их)
Воспитатель: - Откуда и куда она их вела?
Дети: (из леса, в озеро на свободу)
Воспитатель: - Опасен ли был их путь? Кого опасалась мама утка?
Дети: (Человека, лису, ястреба)
Воспитатель: - Да, правильно, уточка повела утят в безопасное место.
«…Весной это озеро далеко разливалось и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотистом лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру…»
Воспитатель: - А кто скажет, в каком порядке шла мама и утята?
Дети: (На открытых местах мать шла позади, чтобы не выпустить ни одного утенка из виду)
Воспитатель: - Что произошло у кузнецы? Что сделали ребята?
Дети: (Стали ловить, зашвыряли шапками их)
Воспитатель: - А как при этом вела себя уточка?
Дети: (Бегала, волновалась)
Воспитатель: - что вы можете сказать о ребятах, какие они? Хорошо ли они поступили?
Дети: (Нет, они глупые, хулиганы и т.д.)
Воспитатель: - А как автор отнесся к поступку ребят?
Дети: (Поругал их)
Воспитатель: - Да, автор сказал: «…- Живо, - приказал я ребятам, - идите и возвратите ей всех утят!..»
Воспитатель: А как ребята исправили свою ошибку?
Дети: (Отдали утят)
Воспитатель: - Верно, и автор снял шапку и помахал утятам.
Физкультминутка («Танец маленьких утят»).
Воспитатель: - А как по- другому можно озаглавить рассказ?
- С каким произведение мы с вами сегодня познакомились, что его автор, о чем оно?
Дети: (Рассказ М. Пришвина «Ребята и утята», о природе)
Воспитатель: - Дети, а как бы вы поступили на месте ребят?
Ответы детей.
Воспитатель: - Да, автор помог нам задуматься, что нужно быть добрыми, любить природу, птиц, животных и беречь их.
Приложение 1
Рассказ М.М. Пришвина «Ребята и утята»
Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотистом лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.
В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперед. Вот тут и увидели ребята и зашвыряли шапками. Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать ее, как утят, но тут я подошел.
- Что вы будете делать с утятами? - строго спросил я ребят.
Они струсили и ответили: - Пустим.
- Вот то-то “пустим”! - сказал я очень сердито. - Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?
- А вон сидит! - хором ответили ребята. И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.
- Живо, - приказал я ребятам, - идите и возвратите ей всех утят!
Они как будто даже и обрадовались моему приказанию, прямо и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята - пять штук, и так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала свое путешествие к озеру.
Радостно снял я шапку и, помахав ею, крикнул:
- Счастливого пути, утята! Ребята надо мной засмеялись.
- Что вы смеетесь, глупыши? - сказал я ребятам. - Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите “до свиданья”! И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух, все разом закричали ребята:
- До свиданья, утята!
Список используемой литературы:
1. М.М. Пришвин; « Кладовая солнца: сказка- быль и рассказы»; 2001 г.; М.; Издательство: Детская литература, Школьная библиотека.
Автор Беседы: Лежнева Людмила Петровна,
воспитатель; группа №11
|